Что такое digital-одежда и в чем ее феномен?

Fashion-индустрия неразрывно связана с инновационными технологиями, и диджитал-одежда очередной раз доказывает это. Что такое цифровая мода, зачем она нужна и какую роль в ее развитии играет сегодня Украина? 

Что такое digital-одежда и в чем ее феномен?

Что такое digital-одежда и в чем ее феномен?

Анастасия Белоус

fashion-редактор ELLE Ukraine

Помните компьютерную игру The Sims, где можно строить дома, выращивать питомцев, создавать целые семьи, а затем вершить их судьбами? Одним из первых этапов этой игры всегда был процесс «рождения» каждого героя, когда все продумывалось до мельчайших деталей: от цвета кожи, формы носа и подбородка до прически и, разумеется, одежды. А теперь представьте, что в контексте одежды участником подобной игры становитесь именно вы. Вообразите, как на вас точно так же, при помощи мышки и клавиатуры (или теперь уже смартфона), можно примерить любой лук из виртуальной гардеробной. На первый взгляд, звучит неправдоподобно, но не торопитесь с выводами.

Отныне в нашей жизни появилась еще и диджитал-одежда.

Что такое digital-одежда и в чем ее феномен?

Эти вещи нельзя пощупать, а ткани невозможно ощутить на теле. Зато их легко примерить онлайн за доли секунды, чтобы затем отправиться на вечеринку или в отпуск, меняя наряды по нескольку раз: инновационные 3D-технологии позволяют переодевать человека по фотографии сколько угодно. 

Что такое digital-одежда и в чем ее феномен?

Образы из коллекции Neo-Ex, Carlings

О цифровой моде мы, украинцы, узнали совсем недавно, хотя появилась она не вчера. Еще в ноябре 2018 года норвежская марка Carlings выпустила лимитированную диджитал-коллекцию под названием Neo-Ex. В нее вошло 19 образов. Все эти вещи можно было приобрести на сайте бренда по цене от 10 до 35 долларов за единицу, и большинство модных инсайдеров незамедлительно обзавелись «обновками». Еще одно имя, напрямую связанное с этим fashion-сегментом, — амстердамский проект The Fabricant. В отличие от Carlings его можно назвать цифровым модным Домом, специализирующимся на разработке исключительно 3D-одежды. На его счету несколько коллекций, диджитал-линия из денима, сотрудничество с Tommy Hilfiger, но самым мощным их проявлением на сегодняшний день стало создание первой в истории цифровой кутюрной коллекции и, как следствие, введение в обиход нового термина — диджитал-кутюр. Стоит зайти на сайт проекта, чтобы увидеть это собственными глазами: на первой же странице The Fabricant вы увидите кадр с девушкой в цифровом платье, которое было продано за рекордные для виртуального модного мира 9500 долларов. Такая цифра весьма впечатляет, хотя и наталкивает на размышления о целесообразности покупки. Зачем вообще нужна виртуальная одежда? — спросите вы. Основная ее задача заключается в том, чтобы закрыть вопрос покупки одежды ради фото. Сегодня наша реальность такова, что чем глубже мы ныряем в соцмедиа, тем больше контента вынуждены генерировать. Для нового наполнения, как правило, требуется новая одежда, которую приобретают лишь ради одной фотографии, а это противоречит современным принципам устойчивого развития. Разумеется, опция носить цифровую одежду неспособна решить глобальную проблему избыточного потребления, но сократить число бесполезных покупок она точно поможет.  

Что такое digital-одежда и в чем ее феномен?

Цифровое платье The Fabricant

Именно такую цель ставят перед собой украинки Дарья Шаповалова и Наталья Моденова, основавшие первый в мире виртуальный мультибренд Dress-X, — онлайн-магазин, в ассортименте которого вы найдете только цифровые вещи. Дарья и Наталья уже достаточно давно обосновались в Калифорнии, где тесно общаются со стартапами и сотрудниками корпораций Кремниевой долины. С 2019 года девушки занимаются изучением инструментов дополненной реальности. На их счету — шоурум More Dash, а также серия pop-up stores в Лос-Анджелесе, где можно было не просто приобрести одежду, но и создать профессиональный модный контент. Основательницы Dress-X называют его диджитал-гибридом своих предыдущих проектов. «Мы хотим перевести в диджитал ту одежду, которая должна существовать исключительно для контента. Если вкратце, ежегодно модная индустрия изготавливает более ста миллиардов единиц одежды, три-пять из которых попадают на свалку в течение года, а на производство одной мужской футболки расходуется 6,5 кг CO2. Тем временем виртуальная мода позволяет сократить выбросы на 95% и не требует расходов на содержание и утилизацию одежды. Мы хотим модернизировать процесс так, чтобы инфлюэнсеры и те, кто покупают изделия лишь для фото или особого случая, переходили от fast fashion к более устойчивому потреблению», — говорит  Дарья Шаповалова. 

Что такое digital-одежда и в чем ее феномен?

Дарья Шаповалова в цифровой одежде

На сайте Dress-X сегодня представлены как 3D-дизайнеры, так и успешные бренды, которые ранее не занимались диджитал-одеждой. Один из примеров — украинский Paskal. «Именно Dress-X подтолкнули нас к разработке диджитал-одежды. До этого у нас не было партнера, с которым можно было бы воплотить такую идею. На самом деле мы давно планировали о нечто подобное. Лично я впервые задумалась о виртуальном показе несколько лет назад, но с технической точки зрения это казалось чем-то очень сложным и затратным. Я всегда восхищалась тем, как технологии развиваются и интегрируются в нашу повседневную жизнь, — то, что десять лет назад казалось невозможным, сейчас мы используем каждый день. Я считаю технологичность и новаторство неотъемлемы ми элементами ДНК бренда Paskal, поэтому на предложение стать частью проекта Dress-X мы откликнулись не раздумывая», — признаётся дизайнер Юлия Паскаль. Сейчас на Dress-X представлены традиционные платья Paskal, у которых есть физические аналоги, однако в будущем Юлия планирует создавать также исключительно цифровые вещи. «Мне нравится тот факт, что разработка виртуальной одежды имеет высокий уровень свободы творческого самовыражения. Рабочих инструментов и материалов гораздо больше, и как дизайнер ты не скован, например, свойствами ткани». Помимо Paskal на сайте Dress-X доступны бренды, которые самостоятельно разрабатывают 3D-коллекции, — например, Alena Akhmadullina или Регина Турбина и ее Ophelica. 

Что такое digital-одежда и в чем ее феномен?

Digital-платье Paskal

Процедура покупки понравившейся вещи довольно проста. Клиент попадает на сайт и выбирает интересующую его модель, затем переходит в раздел оформления заказа, прикрепляет или оставляет ссылку на фото, оплачивает покупку картой и в течение 1–5 дней получает результат на почту, указанную при заказе. Таким образом легко планировать всевозможный фотоконтент или, например, отправиться в отпуск с полупустым чемоданом, но чуть ли не каждый день обновлять свой аккаунт в инстаграме фотографиями в разных образах. Кстати, по словам основательниц Dress-X, путешественники — одна из целевых групп проекта. «Мы не ограничиваем свою аудиторию, но понимаем, что в первую очередь цифровая одежда будет актуальна для нескольких категорий людей. Первая — так называемые микроинфлюэнсеры, и к ним мы относим абсолютно всех, кто публикует что-либо в соцсетях раз в неделю или чаще. Там они делятся полезным контентом, общаются с другими людьми, документируют свою жизнь — одним словом, «выходят в свет» в соцсетях, и для этого им нужны наряды. Вторая категория — путешественники, а третья — клиенты, которым небезразлично будущее планеты и те негативные явления, которые уже произошли вследствие чрезмерного производства, потребления и роста уровня отходов модной индустрии», — говорит Наталья Моденова.  

Что такое digital-одежда и в чем ее феномен?

Наталья Моденова в цифровой одежде

Феномен диджитал-одежды доказывает, что в итоге наши действия все больше сводятся к жизни ради контента. Отчасти так оно и есть, а уж принимать этот факт или нет — личное дело каждого. Очевидно только, что игнорировать  такое развитие уж точно не получится. Да и зачем? Ведь инновации всегда вызывают всеобщий интерес, ну а самое лучшее у нас еще впереди.

Коллажи: Анастасия Гончар

 

Источник

Похожие записи:

Метки: